Образовавшаяся нехватка импортных запчастей повлекла за собой изменение утвержденного ранее техрегламента ЕАЭС.
Предвосхищая ваш вопрос, рассказываем: ЕАЭС - Евразийский экономический союз. Государства, входящие в ЕАЭС, - Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия.
До 25 апреля 2022 технический регламент, а, соответственно, и характеристики безопасности автомобилей, выпущенных государствами ЕАЭС, были едиными для этой "пятерки". После 25 апреля и вплоть до 1 февраля 2023 производители могут самостоятельно определять требования к новеньким авто, которые сходят с конвейера в каждой из этих стран.
Какие последствия для водителей это повлечет?
Этот вопрос мы попросили прокомментировать директора ООО "ПроАвто", Александра Гусева.
А.Г.: В безопасности - да. Упрощенная комплектация должна быть "узаконена". Иными словами, прежде чем такой автомобиль появится в автосалонах, производители должны будут разработать и утвердить нормативные требования с перечнем допустимых преобразований в конструктиве авто.
Специально для таких машин в настоящее время идет подготовка новых правил "О безопасности колесных ТС, выпускаемых в особый период".
А.Г.: С полной уверенностью говорить невозможно - производители не озвучивают, какие компоненты однозначно не будут использоваться.
Но опираясь на опыт работы заводов во время пандемии, когда также образовался дефицит запчастей, и на информацию из открытых источников можно предположить, что "Автоваз", к примеру, будет выпускать автомобили…
Конечно, отсутствие системы стабилизации авто и подушек безопасности вызывает опасения, но "Автоваз" в настоящее время, по словам его руководителей, находится в поиске альтернативных поставщиков и технических решений.
А.Г.: Нет, эта мера носит временный характер. Как только будут найдены новые поставщики компонентов, прежние опции постепенно займут свое место.
Руководители "Уральского автомобильного завода" считают, что выпуск дефицитных комплектующих в России возможен. Такого же мнения придерживается "Ульяновский автомобильный завод".
Но подобные перестроечные процессы требуют времени. И, естественно, - сохранения рабочего коллектива. Поэтому в ближайшее время с конвейеров будут сходить "упрощенки".
А.Г.: Скрывать этот факт продавцы не станут - данные будут вноситься не только в свидетельство о регистрации транспортного средства, но и в специально разработанный единый реестр.
"Упрощенные" автомобили будут продаваться и регистрироваться там, где были выпущены. Например, в России могут разрешить машины без системы ГЛОНАСС, а, скажем, в Армении - без определенных датчиков в двигателе.
Но требования к комплектации у стран "пятерки", как мы ранее говорили, будут разными. Это значит, если раньше авто могли собрать в Казахстане, а поставить на учет его можно было в Белоруссии и России, то теперь поставить машину на учет можно будет исключительно по месту ее сборки.
А.Г.: Предположительно торговля автомобилями между странами будет развиваться, но потребует узаконенных договоренностей между участниками этого процесса.
А.Г.: Скорее всего, нет. По словам производителей, себестоимость снизится не более, чем на 10%. К тому же дилеры не станут менять ценник. Особенно, учитывая тот факт, что в марте этого года цены на отечественные автомобили стабильно росли.